Детство и учеба
С ранних лет Тим чувствует себя чужим в родном городе. По его признанию, родители, по непонятным причинам, заложили кирпичом окна в его детской, оставив лишь небольшие зазоры для света.
В юности Тим играет в водное поло за школьную команду, но, в отличии от однокласников, большую часть времени проводит в одиночестве, слушая панк-рок, и развлекаясь походами в кино. Репертуар его любимых кинотеатров, чаще всего, ограничивается второсортной фантастикой и фильмами ужасов. Одно время он мечтает работать актером, „управляющим резиновым монстром Годзиллой“ из японских фильмов. Вдохновленный кино-работами Рэя Харрихаузена он рано пробует делать свои собственные кукольные мультфильмы — большинство из них утеряны, либо считаются таковыми.
После окончания школы (англ. Burbank High School) в 1976 году он поступает в Калифорнийский институт искусств (англ. Cal Arts). Во время учебы Бёртон часто заменяет написание учебных работ съемками короткометражных любительских фильмов по мотивам заданного материала. К этому периоду времени относится, например, утраченые короткометражные фильм «Гудини», «Гибельный доктор» и анимационная лента «По следам монстра-сельдерея».
Работа в Disney Studious и первые фильмы
В 1979 Тим Бёртон начал работать сначала дизайнером персонажей, а затем и аниматором на студии Диснея. Первой крупной работой Бёртона была раскраска целлов в мультфильме Ральфа Бакши «Властелин Колец» (1978)[1]. Также Бёртон принимал участие в создании лент «Лис и Гончая» (1981), «Черный котел» (1985) и первого фильма с активным использованием компьютерной графики «Трон» (1982).
Тогда же Бёртон со своими друзьями снимает свой последний „независимый“ фильм «Луау - вечеринка по-гавайски». Долгое время об этом фильме ничего не было известно кроме небольшого упоминания одном из интервью Бёртона о том, что ради развлечения он с друзьями снял также фильм о мексиканском монстре, инопланетянах и сёрферах.
Позже Бёртон сравнит работу на Диснея со службой в вооруженных силах (любопытно, что будущий режиссер никогда не служил в армии).
Пес Спарки из «Франкенвини»
Ряд работ Бёртона так и останутся незавершенными. Например фильм о приключениях детей накануне Хэллоуина «Trick or Treat» был заморожен на уровне разработки концепции персонажей.
Помимо этого, Бёртон режиссирует экранизацию сказки «Гензель и Гретель» (1982) специально для японского отделения Disney Channel.
Впоследствии Бёртон снимет на Диснее свой первый шестиминутный мультфильм «Винсент». Его следующую работу, «Франкенвини» (1984), студия не решилась выпускать на экраны, сочтя этот фильм несовместимым с имиджем детской студии, и в прокат он вышел лишь в 1992 году. В это же время на студии Бёртон знакомится со своей первой постоянной подругой Джули Хиксон. Под ее влиянием была снята большая часть первых самостоятельных фильмов Бёртона. Хиксон участвовала в разработке первых набросков сценария к «Бэтмену» (1989).
Начало «большого кино»
«Большое приключение Пи-Ви». плакат
«Франкенвини» (1984), несмотря на практический запрет, разошелся по студиям в виде нескольких промо-копий и привлек внимание известного комика Пола Рубенса. В результате, тот поручил Бёртону снять полнометражный фильм «Большое приключение Пи-Ви».
Во время съемок «Большого приключения» Тим Бёртон заводит дружбу с композитором Дэнни Эльфманом, который с этого момента становится практически постоянным композитором в его фильмах.
Фильм о коротышке, не желающем выходит из детского возраста, имел значительный коммерческий успех. Этот факт подтолкнул руководство студии Warner Bros. к идее поручить (1985 год) подающему надежды режиссеру готовящуюся экранизацию комиксов о Человеке — Летучей Мыши. Однако из-за затянувшейся переработки первоначального сценария съемки были отложены на неопределенный срок. Во время этого затянувшегося перерыва Бёртон, как режиссер, участвует в двух телепроектах для которых снимает сказку «Аладдин и его волшебная лампа» и детектив «Горшок».
В силу ранее заключенного со студией контракта Бёртон тем не менее был должен снять один фильм. Однако молодой режиссер решительно отвергает сценарии второсортных комедий, которые поступают к нему после успеха «Пи-Ви». В итоге этим фильмом стал «Битлджус» (1988), за которым последовали две ленты положившие начало возрождению «бэтмэнианы»: «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен Возвращается» (1992).
В этот период Бёртон сходится с известным фотографом Леной Гейске, с которой вступает в брак 24 февраля 1989. Этот союз оказался недолговечным и 31 декабря 1991 года пара расторгла свои отношения.
Период Лизы Мэри
Многие исследователи творчества Бёртона считают, что его женщины оказывали максимальное влияние на последующее творчество режиссера. Влияние бывшей танцовщицы стриптиза Лизой Мэри, художницей, а, в последствии, и актрисой, с которой режиссер долгое время встречался, обручился (в начале 1992) и проживал вместе вплоть до 2001 года. Этот период творчества Бёртона считается наиболее плодотворным. Бёртон официально провозгласил Мэри «своей музой».
Джонни Депп и Вайнона Райдер в фильме «Эдвард — руки-ножницы» (1990)
За это время были сняты наиболее показательные для творчества Бёртона фильмы: «Эдвард — руки-ножницы» (1990), «Эд Вуд» (1994), «Сонная Лощина» (1999) и другие (см. фильмографию).
Фильмом «Эдвард — руки-ножницы» ознаменовано начало длительного сотрудничества Бёртона с актёром Джонни Деппом. Депп возглавляет список актеров, постоянно снимающихся у Бёртона и считается альтер-эго Бёртона.
Лиза Мэри и Тим Бёртон на съемках фильма «Сонная Лощина».
На съемках «Эдварда — руки-ножницы» (1990) Бёртон все больше сближается с кумиром своей юности актером Винсентом Прайсом (они познакомились еще во время озвучания мультфильма «Винсент»). Результатом дружбы становятся съемки документального фильма «Разговоры с Винсентом». Фильм остался не законченым из-за смерти актера в 1993 году.
Дважды режиссер пробует себя в съемках рекламных роликов: в 1998 для жевательной резинки Hollywood Gum — ролик «Садовый гном», и в 2000 — два ролика для часовой компании Timex «Кунг-фу» и «Манекен». В ролике «Манекен» главную роль исполнила Лиза Мэри. Лиза Мэри также появляется в эпизодических ролях или ролях второго плана практически во всех фильмах Бёртона в период с 1994 по 2001 год и озвучивает некоторых персонажей в сериале «Стейнбой — мальчик-пятно».
Кроме того, Тим Бёртон активно пишет сценарии к собственным фильмам «Эдвард — Руки-ножницы», «Эд Вуд», мультфильмам «Кошмар Перед Рождеством», (и в дальнейшем «Труп Невесты» и др.) и многим другим (см. фильмографию).
Срежиссированный из-за тотальной загруженности другим режиссером кукольный анимационный фильм «Кошмар Перед Рождеством» по одному из ранних стихотворений Тима Бёротна поначалу не получает признания зрителей, но, будучи выпущенным на видео имеет бурный успех и на долгое время становится его « визитной карточкой». Повсеместно распространена ошибка, согласно которой именно Бёртон считается режиссером данного проекта.
В 1995 году выходит первое издание, ставшего классическим, сборника интервью «Бёртон о Бёртоне» американского кинокритика Марка Солсбери - настольная книга всякого фаната Бёртона, постоянно дополняемая и выдержавшая неоднократные переиздания. Предисловие к сборнику написал друг режиссера и его кинематографическое альтер-эго Джонни Депп. (В феврале 2008 книга вышла на русском языке в издательстве "Азбука" под названием «Тим Бёртон. Интервью: Беседы с Марком Солсбери».)
Этот период характерен еще и наибольшим количеством фильмов, которые было предложено снимать Бёртону, но по тем или иным причина съемки либо были приостановлены, либо пост режиссера переходил другим: так, Бёртон мог снять фильмы «Мэри Рейли» (Бёртон замещен Стивеном Фрирзом), «Возвращение Супермена» (отложен, снят позднее Брайаном Сингером), «Динозавры Атакуют!» (отложен), «Человек с инфракрасным зрением» (отложен), продолжения «Битлджуса», «Падение дома Эшеров» по рассказу Эдгара По, фильм в стиле фликов Расса Мейера «Go Baby Go», итого около десятка проектов. Ко всему, Бёртон планировал снять Лизу Мэри в главной роли в римейке классического фильма ужасов Марио Бава «Маска Демона» по повести Гоголя «Вий». Проекту не суждено было осуществиться.
Бёртон выступает повторно, как писатель в 1997, выпустив книгу стихов для детей «Унылая Смерть Мальчика-Устрицы» с собственными иллюстрациями.
Тогда же, по его собственному признанию, с подачи Лизы Мэри он увлекается дзенскими медитативными практиками, которые позволяют пережить Бёртону ряд закрытых проектов, все больше склоняется к вегетарианским диетам. Все более реальные формы принимает его увлечение фотографией. Бёртон экспериментирует с широкоформатными и цифровыми камерами. Объектом его съемок чаще всего становится Лиза Мэри.
В этом же году Бёртон принимает приглашение на участие в жюри Международного кинофестиваля в Каннах.
С начала 2000-х уезжает из Калифорнии, США и постоянно проживает в Лондоне, Великобритания. За это, в американской прессе его периодически называют «режиссер, который проживает в Лондоне».
[2].
В октябре 2001 Бёртон обручился с Бонэм Картер. Вышедшая в прокат в июле того же года «Планета обезьян» собирает только в США 180 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов[3], однако большинство критиков называют новый фильм Бёртона худшим из когда либо им снятых.
Внезапная смерть обоих родителей (в конце 2002 начале 2003) и последующее рождение (4 октября 2003) сына Билли Рэя найдет отражение в самом противоречивом его фильме «Крупная рыба». Необычная для всего остального творчества Бёртона «Рыба» послужила почвой для слухов и домыслов в прессе о творческом кризисе режиссёра.
Однако эти слухи были развеяны двумя последующими картинами: «Чарли и шоколадная фабрика» по повести для детей Роальда Далла и кукольным мультфильмом «Труп невесты» (2005). В них к Бёртону вернулась свойственная ему мрачная манера повествования, а самим фильмам сопутствовал значительный кассовый успех. В этом же году он номинирован на Оскар за «Труп невесты».
Летом 2006 года Бартон пытается реализовать давнюю задумку о экранизации истории авантюриста и естествоиспытателя Александра Рипли. Проект получает название «Верю — Не верю». Однако из-за проблем с превышением бюджета проект сначала был отложен, а затем и вовсе перепоручен другому режиссеру[4]. Тим Бёртон остается в проекте лишь в качестве продюсера. Тогда же он пробует себя в качестве клипмейкера — режиссирует музыкальный видеоклип на песню «Кости» группы The Killers. В конце октября 2006 компания Warner Bros выпускает повторно мультипликационный фильм «Кошмар Перед Рождеством» в стереоскопическом изображении (3D). Попутно переиздается двойной диск с расширенным саундтреком к фильму. Позднее появляется официальное заявление компании Дисней, о ремастеринге для 3D «Винсента».
Бонэм Картер, Билли Рэй и Тим Бёртон на прогулке.
В 2006—2007 годах Бартон предпринимает попытку кино-постановки мюзикла Стивена Сондхейма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». 5 сентября того же года им получена специальная награда венецианского кинофестиваля — Золотой лев за достижения в жизни и творчестве, там же, в рамках объявленного Дня Бёртона демонстрируется 8-минутный (вопреки объявленному 10-ти минутному) отрывок из будущего фильма[5].
Двумя неделями ранее пара Бёртон-Бонэм Картер официально объявляет о второй беременности Хелены[6] - дочь Бёртона появляется на свет ночью 15 декабря 2007.
В конце октября 2007 Warner Bros. анонсировала запуск нового фильма «Подмастерье призрака» по одноименному детскому историческому роману Джозефа Дилейни, с Бёртоном в качестве режиссера. В конце марта 2008 Бёртон был отозван с проекта[7] по причине занятости.
В ноябре 2007 студия Дисней объявляет о своем намерении задействовать Бёртона в двух 3D-анимационных проектах: постановке «Алисы в Стране Чудес» и римейке его собственного фильма «Франкенвини». Бёртон пожелал выступить не только режиссером, но продюсером и соавтором сценария новой версии «Франкенвини».
В начале 2008 года Бёртон высказывается о его женитьбе на Бонэм-Картер, которая может состоятся в самое скорое время.