Америка. Конец 18-го века. Молодого констебля Икабота Крейна, работающего в Нью-Йорке, отправляют в голландское поселение Сонная Лощина, где происходит серия загадочных преступлений: кто-то убивает людей, обезглавливает их и уносит с собой отрезанные головы. На самом деле Крейна отправляют в эту богом забытую дыру в качестве наказания: уж больно он умничал у себя в участке, чем сильно раздражал начальство.
Но Крейн молод и честолюбив, поэтому приезжает в Сонную Лощину, полный решимости отыскать преступника. Жители поселения (и даже самые уважаемые люди этого городка) в один голос уверяют Крейна, что людей убивает некий Всадник Без Головы - оживший труп яростного воина прежних времен, у которого украли голову, получив над ним власть, и теперь труп по указке этого человека встает из могилы, чтобы убивать людей и забирать их головы.
Крейн, конечно, не воспринимает всерьез все эти россказни, потому что он - просвещенный молодой человек, который обладает еще тогда не изобретенным методом дедукции, а также в должной мере изучивший анатомию, химию и криминалистическую медицину. Совокупность всех этих знаний, а также набор мудреных инструментов, которые он смастерил сам, позволяют Крейну надеяться, что он раскроет эти преступления и найдет убийцу, который явно окажется человеком из плоти и крови, что бы там ни говорили обыватели.
Однако, начав расследование, Крейн сталкивается со всякими необъяснимыми вещами. Во-первых, Всадник Без Головы действительно существует, причем людей убивает именно он. Невероятно, но это факт. И это не человек, который изображает из себя потустороннего всадника, чтобы запугать народ, а именно тот самый воин, восстающий из могилы, о котором Крейну рассказывали.
Совладать со всадником невозможно (он и так - труп), поэтому перед Крейном встает серьезная детективная задача: найти того, кто управляет этим трупаком, отобрать у этого человека башку Всадника, отдать ее законному хозяину, а после этого Всадник успокоится, вернется в свою могилу и над этим заштатным городишком вновь воссияет солнце.
Джонни Депп в этом фильме - невероятно стильный молодой человек весь в черном с полубезумным потусторонним взглядом, хотя играет он, в общем-то, вполне материалистически настроенного полицейского.
Кристина Риччи-очаровательная дитя, которое владеет белой магией, с помощью которой она отводит беду от своего возлюбленного Крейна (Джонни Депп). Затем очаровательное дитя становится главной подозреваемой, и зрители думают, что перед ними - подлая негодяйка.
Впрочем, Тим Бертон сам утверждает, что снял именно кино для детей, и что он не понимает, почему картину запретили смотреть детям до шестнадцати лет. Но, как мы понимаем, он просто прикалывается. Захотелось ему снять сказочку по своему вкусу - он ее и снял. Причем получилось довольно прикольно. Так зачем его в чем-то упрекать? Наоборот - похвалить надо! Человек, можно сказать, исполнил свою детскую мечту. Оскаровские академики дали награду. Мы посмотрели и протащились от мрачного, изысканно готического стиля картины. Ну не молодец ли Бертон? Конечно, молодец.